ЭССЕ НА ТЕМУ «Я – ПЕДАГОГ»
Те, у которых мы
учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас,
заслуживает это имя.
Некоторое время назад я «открыла» для себя сказку «Собака, которая не
умела лаять», автор которой - веселый
шутник, балагур и фантазер, Джанни Родари.
Он сочинил много сказок, у которых не один, а три конца. Так вот, в первой концовке собака научилась подражать
голосам других животных, что обезличило ее. В другом конце сказки крестьянин
приспособил безголосую собаку в хозяйстве, сделав несвободной. И только в
третьем варианте наша неумелая собака встретила другую собаку, которая научила
ее тому, чего собаке хотелось больше всего на свете – лаять.
А, ведь, и действительно, как это важно
встретить в жизни учителя, который поможет обрести настоящего себя.
Мне везло на хороших учителей. С их помощью я была успешна на уроках, это они разбудили во мне
интерес к новому, непознанному, научили умению разбираться, доискиваться до сути, и… зародили желание
быть учителем. Однажды в десятом классе, помогая нам
самоопределиться, классный руководитель предложила посетить урок в начальной школе. С замиранием сердца и
затаив дыхание, сидели мы, пять девчонок, на ее уроке, и наблюдали, как
учительница виртуозно проводила проверку знаний у детей по теме «Имя существительное»,
используя различные формы: и с мячом, и у доски, и устно. И главное, как же
активны и воодушевлены были дети. Просто «лес рук»! «Ну, как?» – спросила нас
учительница после урока, – «Понравилось?».
«Да. Я тоже смогу так», – подумала тогда я. И только спустя годы, узнала, что учительница эта, не простой педагог, а заслуженный учитель
России, мастер своего дела, Любовь Ивановна Чепикова. И тот урок – это
результат многолетнего труда, большой любви к своей профессии и веры в своих
учеников.
Когда я училась в педагогическом
институте, мне посчастливилось встретить преподавателя литературы Светлану Викторовну Лукину - настоящего
мастера своего дела. «Я завидую вам», – говорила она нам перед чтением особо
нравившихся ей произведений, – «Вы сейчас услышите это произведение в первый
раз». И, смакуя, вдохновенно читала, рассказывала об особенностях жанра,
языковых средствах произведения и многом другом, а потом привела нас в школу на
практику и дала урок. «Урок» в буквальном смысле слова. Урок того, как надо
учить. Прошло двадцать пять лет, но впечатления, которые вызвали у меня эти
профессионалы, помнятся до сих пор.
В
детском саду, в своем коллективе мне также удалось поработать с опытными
воспитателями – мастерами своего дела. Наблюдая за работой коллег, я задавалась
вопросом: «А что важнее: уметь преподать или организовать? Или создать вокруг
себя в группе красоту и полноценную развивающую среду? Или обладать терпением,
большой силой духа и спокойной уверенностью?» Важно все. И, особенно, вера в
ребенка. В его силы, возможности, способности. Я поняла, что работать с детьми
надо с теплой, искренней душой, - только в том случае влияние на ребенка будет
благоприятным.
Заслужить
имя хорошего воспитателя мне важно для самой себя. Для того чтобы уважать себя, быть спокойной и
уверенной в том, что делаешь правое дело. Я уверена, что впечатления, принесенные
из детства, формируют жизнь, знаю, как
бережно надо относиться к детской душе, чтобы не навредить, и как твердо
следует выдвигать требования, чтобы правильно формировать характер.
Воспитателем
я не родилась, воспитателем я становилась, наблюдая и анализируя труд педагогов-профессионалов, изучая книги,
посещая курсы переподготовки. Воспитателем я становилась, выполняя задания
руководства детского сада, «тянула себя за уши», побуждая расти сама над собой и добиваться результата.
Воспитателем делали меня вера родителей
моих воспитанников в мою профессиональную компетентность и их доверие мне своих
горячо любимых чад. Воспитателем делали
меня и дети. Даже самые маленькие малыши могут преподнести «урок» внимания,
участия, заботы.
Не
скрою, для меня профессия воспитателя не является легкой. Воспитывать нужно
своим примером, порядочностью, добротой, неустанно проявлять чуткость и
внимание к потребностям и нуждам детей, уметь их развлечь и занять интересным
делом и, главное, самому быть увлеченным. Увлеченный воспитатель - счастье для
ребенка.
Ш.А.
Амонашвили сказал: «Если хочешь
воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай
такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай им
возможность почувствовать себя в нем властелином». Мой девиз,
которым я руководствуюсь в жизни «Изучай и пробуй».
Дети - большие почемучки, но так часто взрослые оставляют их вопросы без ответов, и в результате,
естественный интерес ребенка к миру
постепенно затухает. В своей
работе с дошкольниками я стремлюсь
занимать позицию активной поддержки познавательных вопросов и детской инициативы, создавая условия для экспериментирования с предметами и материалами.
Я стараюсь показать детям, что если хочешь узнать
ответ на вопрос, - читай, спрашивай, экспериментируй, пробуй
сделать - и тогда ты увидишь, поймешь, испытаешь чувство радости.
Закончить эссе я хотела бы своим
стихотворением:
А
впрочем, обычный совсем человек.
Однако
призванье мое – воспитатель,
Решила
ему посвятить я свой век.
Что
может важнее улыбки ребенка
Для
женщины быть? Да, наверно, ничто.
И
слышать смех детский, заливистый, звонкий
Вдруг
стало однажды заветной мечтой.
Ведь
каждый ребенок особый, глубокий,
Учу
я его, а он учит меня…
Душ
детских читать я обязана строки,
Тогда
будет крепкой и дружной семья.
Семья.
Это правда. И каждый ребенок,
Кто
был мне доверен, теперь как родной.
И
гордо скажу я всем вам без уловок
Для
них я и мама, и супергерой!
Без
них не смогла бы, мне было бы пусто,
А с
ними моложе, светлее душа.
Всегда
ощущаю прекрасное чувство:
Ах,
как воспитателя жизнь хороша!
Молодчинка!
ОтветитьУдалить