Версия для слабовидящих
Вверх

Эссе "Я - педагог"

ЭССЕ НА ТЕМУ «Я – ПЕДАГОГ»
Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.

           Некоторое время назад я «открыла» для себя сказку «Собака, которая не умела лаять», автор которой -  веселый шутник, балагур и фантазер, Джанни Родари.  Он сочинил много сказок, у которых не один, а три конца. Так вот, в первой концовке собака научилась подражать голосам других животных, что обезличило ее. В другом конце сказки крестьянин приспособил безголосую собаку в хозяйстве, сделав несвободной. И только в третьем варианте наша неумелая собака встретила другую собаку, которая научила ее тому, чего собаке хотелось больше всего на свете – лаять.
        А, ведь, и действительно, как это важно встретить в жизни учителя, который поможет обрести настоящего себя.
          Мне  везло на хороших учителей.  С их помощью я была   успешна на уроках, это они разбудили во мне интерес к новому, непознанному, научили умению  разбираться,  доискиваться до сути, и… зародили   желание быть учителем.   Однажды в десятом классе, помогая нам самоопределиться, классный руководитель предложила  посетить урок  в начальной школе. С замиранием сердца и затаив дыхание, сидели мы, пять девчонок, на ее уроке, и наблюдали, как учительница виртуозно проводила проверку знаний у детей по теме «Имя существительное», используя различные формы: и с мячом, и у доски, и устно. И главное, как же активны и воодушевлены были дети. Просто «лес рук»! «Ну, как?» – спросила нас учительница после урока, – «Понравилось?».  «Да. Я тоже смогу так», – подумала тогда я. И только спустя годы,  узнала, что учительница эта,  не простой педагог, а заслуженный учитель России, мастер своего дела, Любовь Ивановна Чепикова. И тот урок – это результат многолетнего труда, большой любви к своей профессии и веры в своих учеников.
          Когда я училась в педагогическом институте, мне посчастливилось встретить преподавателя литературы  Светлану Викторовну Лукину - настоящего мастера своего дела. «Я завидую вам», – говорила она нам перед чтением особо нравившихся ей произведений, – «Вы сейчас услышите это произведение в первый раз». И, смакуя, вдохновенно читала, рассказывала об особенностях жанра, языковых средствах произведения и многом другом, а потом привела нас в школу на практику и дала урок. «Урок» в буквальном смысле слова. Урок того, как надо учить. Прошло двадцать пять лет, но впечатления, которые вызвали у меня эти профессионалы, помнятся до сих пор.
         
          В детском саду, в своем коллективе мне также удалось поработать с опытными воспитателями – мастерами своего дела. Наблюдая за работой коллег, я задавалась вопросом: «А что важнее: уметь преподать или организовать? Или создать вокруг себя в группе красоту и полноценную развивающую среду? Или обладать терпением, большой силой духа и спокойной уверенностью?» Важно все. И, особенно, вера в ребенка. В его силы, возможности, способности. Я поняла, что работать с детьми надо с теплой, искренней душой, - только в том случае влияние на ребенка будет благоприятным.
         Заслужить имя хорошего воспитателя мне важно для самой себя. Для того  чтобы уважать себя, быть спокойной и уверенной в том, что делаешь правое дело. Я уверена, что впечатления, принесенные из детства, формируют жизнь,  знаю, как бережно надо относиться к детской душе, чтобы не навредить, и как твердо следует выдвигать требования, чтобы правильно формировать характер.
          Воспитателем я не родилась, воспитателем я становилась, наблюдая и анализируя  труд педагогов-профессионалов, изучая книги, посещая курсы переподготовки. Воспитателем я становилась, выполняя задания руководства детского сада, «тянула себя за уши», побуждая  расти сама над собой и добиваться результата. Воспитателем делали меня  вера родителей моих воспитанников в мою профессиональную компетентность и их доверие мне своих горячо любимых чад.   Воспитателем делали меня и дети. Даже самые маленькие малыши могут преподнести «урок» внимания, участия,  заботы.
         Не скрою, для меня профессия воспитателя не является легкой. Воспитывать нужно своим примером, порядочностью, добротой, неустанно проявлять чуткость и внимание к потребностям и нуждам детей, уметь их развлечь и занять интересным делом и, главное, самому быть увлеченным. Увлеченный воспитатель - счастье для ребенка.
        Ш.А. Амонашвили сказал:  «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».  Мой девиз, которым я руководствуюсь в жизни «Изучай и пробуй».
       Дети - большие почемучки, но так  часто взрослые оставляют  их вопросы без ответов, и в результате, естественный интерес ребенка к миру  постепенно затухает.  В своей работе  с дошкольниками я стремлюсь занимать позицию активной поддержки познавательных вопросов  и  детской инициативы, создавая  условия для экспериментирования  с предметами и материалами.
        Я стараюсь показать детям, что если хочешь узнать ответ на  вопрос, -  читай, спрашивай, экспериментируй, пробуй сделать - и тогда ты увидишь, поймешь,   испытаешь чувство радости.
         Закончить эссе я хотела бы своим стихотворением:

Немного романтик, отчасти мечтатель,
А впрочем, обычный совсем человек.
Однако призванье мое – воспитатель,
Решила ему посвятить я свой век.
Что может важнее улыбки ребенка
Для женщины быть? Да, наверно, ничто.
И слышать смех детский, заливистый, звонкий
Вдруг стало однажды заветной мечтой.
Ведь каждый ребенок особый, глубокий,
Учу я его, а он учит меня…
Душ детских читать я обязана строки,
Тогда будет крепкой и дружной семья.
Семья. Это правда. И каждый ребенок,
Кто был мне доверен, теперь как родной.
И гордо скажу я всем вам без уловок
Для них я и мама, и супергерой!
Без них не смогла бы, мне было бы пусто,
А с ними моложе, светлее душа.
Всегда ощущаю прекрасное чувство:
Ах, как воспитателя жизнь хороша!




1 комментарий: