Одной из годовых задач
нашего дошкольного учреждения в этом году является развитие интеллектуальных
умений детей. Интеллектуальные умения, любознательность, познавательный интерес
это те качества, которые помогают: в познании окружающего мира, присвоении
накопленного человеческого опыта. Вопросы типа: «Почему трава зеленая?», «Как
пар получается?», «Почему на солнце глазам больно смотреть?», «Почему, когда
режут лук, то текут слезы?» являются показателем высокого интеллектуального
развития ребенка. И если от своих детей мы слышим
подобные вопросы, то это говорит о
пытливости их ума и желании расширить сформировавшуюся у себя картину
окружающего мира. Иногда такие вопросы ставят родителей в тупик, вызывают
желание отмахнуться, останавливая тем
самым развитие любознательности у
своего чада. И зря! Дошкольный
возраст это уже период, когда
очень активно можно развивать у малыша умение находить ответы на познавательные вопросы в ходе развития его исследовательской деятельности.
Мы с ребятами опробовали метод исследования
(по Савенкову) при изучении некоторых тем: «Зачем деревьям нужна кора?», «Откуда
берется песок?» и увидели эффективность метода в их усвоении. Дети на
занятиях имели возможность получать
сведения из разных источников: они проводили наблюдение, опыты; искали
информацию в книгах, спрашивали взрослых, смотрели презентацию из интернета. Все,
что узнавали «записывали» (зарисовывали) в папках исследователя. Исследуя кору, ребята с интересом проводили ее обследование. Рассматривали
ее внешний вид, мяли, гладили, сравнивали по толщине, испытывали на плавучесть
в воде. Различали по цвету кору разных видов деревьев. Проводя исследование
песка, его мяли, сыпали, мочили, делали песок цветным. Взвешивали сухой песок и
мокрый и делали вывод о том какой из них тяжелее. Рисовали по сухому песку и
лепили куличики из мокрого. Из энциклопедий дети узнали, что песок это то, что
осталось от разрушения горной породы (скал, валунов, камней) в результате
работы воды, ветра и солнца. А кора – это как платье для деревьев и
кустарников. Она защищает их от жары и голода, от разных вредителей. На картинках
из интернета дети увидели, как люди используют в своей деятельности эти
природные материалы.
Полученные в ходе исследования этих тем сведения двое детей (Даша И., Даша Г.) из нашей группы представили на фестивале "Хочу все знать!", который проходил в детском саду. Выступления детей были отмечены грамотами и памятными подарками. Такие исследования способствуют: развитию активности и любознательности детей, приобретению опыта решения познавательных вопросов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий