Версия для слабовидящих
Вверх

суббота, 24 апреля 2021 г.

Знаково – смысловые схемы и опоры в интеллектуальном развитии детей

         

Интелект – карты и чек – листы, мнемо - схемы это те средства, которые помогают осознанию собственной деятельности детей. учат планированию, фиксации результата. 

       Каждый день наши ребятишки заняты какой - то интересной деятельностью по тематической неделе: то они рисуют весну, то заучивают стихотворение про город, то поют песню про дружбу, то проводят исследование картофеля. 

События сменяя друг друга иногда "проносятся" очень быстро, остановиться осознать свою деятельность, поразмыслить над тем, что понято, а что хочется узнать получше, хорошая привычка, которую формировать можно сейчас в детстве.  наши ребята еще малы и писать как взрослые, составлять себе планы, подводить итоги они не умеют. Ну а если значком или картинкой обозначать  что хочется сделать или что уже сделано (пережито и прочувствовано, понято) то есть визуализировать свои мысли знакомым детям способом. Это для нас возможно. 

В течение трех недель мы с ребятами занимались с различными знаковыми системами. В неделю здоровья, когда каждый день был обозначен определенным цветом составляли чек - лист (визуализированный список прошедших мероприятий). каждый день чек - листа мы обозначили в виде символа каким-то цветным фруктом или овощем и прикрепили рядом с этим днем карточки с картинками мероприятий, которые проходили в этот день. .Например,   "красный   день" чек - листа обозначили дети символом "помидор" и нарисовали на карточках, что в этот день мы лепили, себя, занимающихся зарядкой, на физкультуре, выполняющих упражнения на красных мячах и т.д.  На неделе " Загадочный космос" составляли мнемо - схему по  трем направлениям: подготовка к полету в космос (на карточках здесь мы обозначили и первый корабль "Восток", и Белку и Стрелку, и первого космонавта, и гири и гантелит.д.); вселенная с космическими объектами и Солнечная система с ее планетами (второе направление); спутники Земли и Луна (третье направление с орбитальной станцией, луноходом и т.д.). В ходе же недели "Саянск - город таежный" составляли с детьми  интелект - карту не только как результат изученного, но и как план, что неизвестно и нужно узнать (обозначали вопросиками, например, детям неизвестны были   предприятия, которые есть в городе;  достопримечательности, которые чтятся горожанами; детские школы для развития интересов детей). По мере изучения информации пустые места карты с вопросиками заполнялась маленькими картиночками, к которым можно при случае подойти , посмотреть, вспомнить, или про что- то у  воспитателя спросить, уточнить, конкретизировать.

    Таким образом можно составлять чек - листы совместных выходных дней  (Как планирование дел, которые в выходные хочется с мамой и папой вместе совершить, с отметкой о том, что выполнили.)

    А можно составлять интелект - карты совместных исследований. и что бы ничего не оказалось упущенным  визуализировать то, что известно детям. Придуманными значками обозначать то, что еще предстоит узнать,  составить план совместных действий. Собирать информацию.  Систематизировать знания по разделам и блокам. Выделять главное. Обобщать.  И в завершении  рассказывать по наглядной опоре, что интересного узнали по теме.

    В нашей группе  знаковые системы  созданные в течении тематической недели  руками детей (совместно с воспитателем), остаются на видном месте и после ее завершения, что позволяет детям еще раз осмыслить знания, вспомнить пережитые положительные эмоции, обратить внимание на том, что осталось упущенным,   получить  возможность задать вопрос, конкретизировать какую – то информацию.

    
Интелект – карта, чек - лист – это универсальный способ графического изображения процессов восприятия, обработки, запоминания информации, решения творческих задач. При их использовании в образовательном процессе р
азвиваются умственные, коммуникативные способности, изобразительные умения, а также знаково – символическая функция  мышления – умение переводить информацию в картинку или знак. Создаются условия, пространство для детской реализации.

 

 


1 комментарий:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить